ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
Рекомендации образовательным организациям по оперативному переходу на
домашнее обучение с применением дистанционных (электронных) технологий
(в том числе гибридные форматы)
Москва, 2020
2
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Что такое домашнее обучение с применением дистанционных (электронных)
технологий?
Требуется ли согласие родителей (законных представителей) обучающихся при
переходе на дистанционное обучение?
Как организовать оперативную обратную связь при дистанционном формате
взаимодействия учителя и обучающихся?
Чем учебные и контрольно-измерительные материалы для домашнего обучения
с применением дистанционных (электронных) технологий отличаются от материалов,
используемых при традиционном подходе?
Можно ли реализовать дистанционный подход без специальных устройств
(компьютер, планшет) и сети Интернет?
Еще год назад мало кто из нас задумывался над этими вопросами. В марте 2020
года, по оценкам ЮНЕСКО, школы приостановили обучение в очном формате для
92% детей по всему миру. Дистанционное обучение вошло в нашу жизнь не
эволюционным путем, а по методу «шоковой терапии». Школе пришлось искать
пути решения задач в режиме цейтнота. Но именно в этих условиях в
образовательных организациях России родился уникальный опыт реализации
домашнего обучения с применением дистанционных (электронных) технологий.
Данные рекомендации составлены на основе анализа подходов к реализации
дистанционного
(электронного)
обучения
в
образовательных
организациях
различных регионов и включают памятки, чек-листы и практические советы для
учителей и управленческой команды школы.
Рекомендации содержат следующие разделы:
нормативно-правовые основы реализации домашнего обучения с применением
дистанционных (электронных) технологий в образовательной организации;
этапы реализации дистанционного (электронного) обучения в образовательной
организации;
модели организации домашнего обучения с применением дистанционных
(электронных) технологий в образовательной организации;
3
формы организации образовательного процесса: порядок и технология.
4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Нормативно-правовые основы реализации домашнего
5
обучения с применением дистанционных (электронных)
технологий в образовательной организации
Глава
2.
Этапы
организации
домашнего
обучения
с
19
применением дистанционных (электронных) технологий в
образовательной организации
Глава
3.
Модели
реализации
домашнего
обучения
с
28
Глава 4. Формы организации образовательного процесса:
36
применением дистанционных (электронных) технологий
порядок и технология
В помощь учителю
40
Приложения
42
5
Глава 1. Нормативно-правовые основы реализации домашнего обучения с
применением дистанционных (электронных) технологий в образовательной
организации
В период пандемии каждая школа ищет наиболее удобный формат проведения
уроков. Сколько бы моделей ни существовало, какие бы средства и технологии ни
применялись, все сходятся во мнении, что учебный процесс останавливать нельзя. В
каких-то городах удалось полноценно перейти на дистанционное образование, гдето удалось его реализовать лишь частично в комбинации с электронными
средствами и офлайн ресурсами. Любой подход, который позволяет учителю и
обучающимся общаться, изучать новое, получать обратную связь – может быть
применен. Чаще всего мы говорим о переходе на так называемое домашнее
обучение с применением дистанционных (электронных) технологий.
При
принятии
образовательной
решения
организации
о
на
переводе
всех
дистанционное
или
отдельных
(электронное)
классов
обучение,
планировании и реализации дистанционного (электронного) обучения школа
должна руководствоваться следующими нормативными правовыми актами.
1. Локальные
принимаются
на
акты
образовательной
основе
Федерального
организации
закона
разрабатываются
Российской
и
Федерации
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(ст. ст. 13, 16, 17, 18, 28, 30, 41).
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
2. При реализации образовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение.
9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств
обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому
или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
6
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее
обработку
информационных
технологий,
технических
средств,
а
также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям
связи
указанной
информации,
взаимодействие
обучающихся
и
педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями
понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть
созданы
условия
для
функционирования
электронной
информационно-
образовательной среды, включающей в себя электронные информационные
ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных
технологий,
телекоммуникационных
технологических
средств
и
технологий,
обеспечивающей
соответствующих
освоение
обучающимися
образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения
обучающихся.
4. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления
образовательной
деятельности
является
место
нахождения
организации,
осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от
места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
организация,
осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений,
составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
7
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме
семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема
обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется
в очной, очно-заочной или заочной форме.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм
обучения.
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные
ресурсы
1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях
обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в
том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к
профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым
системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен
быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями
(включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими
изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы
учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Статья
28.
Компетенция,
права,
обязанности
и
ответственность
образовательной организации
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается
самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной,
финансово-экономической
деятельности,
разработке
и
принятии
локальных
нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными
нормативными
правовыми
образовательной организации.
актами
Российской
Федерации
и
уставом
8
2. Образовательные организации свободны в определении содержания
образования,
выборе
учебно-методического
обеспечения,
образовательных
технологий по реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере
деятельности относятся:
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания,
образовательных технологий, электронного обучения.
6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в
соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ,
соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям,
соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания
возрастным,
психофизическим
особенностям,
склонностям,
способностям,
интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении
практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания
обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии
с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся,
работников образовательной организации (в ред. Федерального закона от 02.12.2019
№ 403-ФЗ).
7. Образовательная организация несет ответственность в установленном
законодательством
Российской
Федерации
порядке
за
невыполнение
или
ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и
здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при
проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье
работников
образовательной
организации
при
реализации
образовательной
программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за
реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с
учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или
незаконное
ограничение
права
на
образование
и
предусмотренных
9
законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
нарушение
требований к организации и осуществлению образовательной деятельности
образовательная организация и ее должностные лица несут административную
ответственность
в
соответствии
с
Кодексом
Российской
Федерации
об
административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 №
403-ФЗ).
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие
образовательные отношения
1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты,
содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее ‒ локальные
нормативные
акты),
в
пределах
своей
компетенции
в
соответствии
с
законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по
основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в
том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий
обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной
аттестации
обучающихся,
порядок
и
основания
перевода,
отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения,
приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и
обучающимися
и
(или)
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних обучающихся.
4.
Нормы
локальных
нормативных
актов,
ухудшающие
положение
обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с
установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством
положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются
и подлежат отмене образовательной организацией.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
10
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных
занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям
охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и
оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
4.
Организации,
осуществляющие
образовательную
деятельность,
при
реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья
обучающихся, в том числе обеспечивают:
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов.
2. При составлении расписания дистанционных уроков образовательная
организация
руководствуется
эпидемиологические
требования
СанПиН
к
условиям
2.4.2.2821-10
«Санитарно-
и
обучения
организации
в
общеобразовательных учреждениях».
X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых
уроков не допускается.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1, 5, выпускных 9 и 11
классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую
смену.
10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного
плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и
части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в
совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
11
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий),
реализуемую
через
урочную
и
внеурочную
деятельность,
определяют
в
соответствии с таблицей.
Классы
Максимально допустимая недельная нагрузка в
академических часах
при 6-дневной неделе, не
более
при 5-дневной неделе, не
более
1
‒
21
2‒4
26
23
5
32
29
6
33
30
7
35
32
8‒9
36
33
10‒11
37
34
10.6.
Образовательную
недельную
нагрузку
необходимо
равномерно
распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой
нагрузки в течение дня должен составлять:
‒ для обучающихся 1 классов ‒ не должен превышать 4 уроков и один день в
неделю ‒ не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
‒ для обучающихся 2‒4 классов ‒ не более 5 уроков и один раз в неделю ‒ 6
уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
‒ для обучающихся 5‒6 классов ‒ не более 6 уроков;
‒ для обучающихся 7‒11 классов ‒ не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных
занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим
количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и
последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не
менее 45 минут.
12
10.7. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся
и шкалой трудности учебных предметов
(приложение 3 настоящих санитарных правил).
10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по
сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени
образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык,
природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного
искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени
образования
предметы
естественно-математического
профиля
чередовать
с
гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на
2-м уроке; 2‒4 классов ‒ 2‒3-м уроках; для обучающихся 5‒11 классов ‒ на 2‒4-м
уроках.
10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна
превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность
регламентируется
пунктом
10.10
настоящих
санитарных
правил,
и
компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна
превышать 40 минут.
10.11. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня
работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный
учебный день в четверг или пятницу.
10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) ‒ 20‒30 минут. Вместо
одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две
перемены по 20 минут каждая.
10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных
программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при
отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье
обучающихся.
13
10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения
обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким,
чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических
часах): во 2‒3 классах ‒ 1,5 ч, в 4‒5 классах ‒ 2 ч, в 6‒8 классах ‒ 2,5 ч, в 9‒11
классах ‒ до 3,5 ч.
3. При планировании и реализации дистанционного обучения образовательной
организации необходимо руководствоваться Приказом Министерства образования и
науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ» и Методическими рекомендациями по реализации
образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
3.1. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ.
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее ‒
организации), реализуют образовательные программы или их части с применением
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
в
предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» формах обучения или при их сочетании, при
проведении
учебных
промежуточной,
занятий,
итоговой
и
практик,
(или)
текущего
контроля
государственной
успеваемости,
итоговой
аттестации
образовательных
отношений
обучающихся.
4.
Организации
доводят
до
участников
информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
обеспечивающую возможность их правильного выбора.
технологий,
14
5. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
местом
осуществления
образовательной
деятельности
является
место
нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения
обучающихся;
организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям
уровень
подготовки
педагогических,
научных,
учебно-вспомогательных,
административно-хозяйственных работников организации;
организации
самостоятельно
определяют
порядок
оказания
учебно-
методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных
консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и
телекоммуникационных технологий;
организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий,
проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с
обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий;
допускается
отсутствие
учебных
занятий,
проводимых
путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в
аудитории.
6. При реализации образовательных программ или их частей с применением
исключительно
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных
организаций:
создает
условия
для
функционирования
электронной
информационно-
образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных
программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения
обучающихся;
обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий
15
проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов
обучения.
7. Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ
или
их
частей
с
применением
исключительно
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде
онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места
нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу,
достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной
деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой
предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет.
16
3.2. Методические рекомендации по реализации образовательных программ
начального
общего,
образовательных
основного
программ
общего,
среднего
среднего
общего
профессионального
образования,
образования
и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий предлагают примерную
модель реализации образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, в соответствии с которой:
1.
Образовательная
организация,
осуществляющая
образовательную
деятельность по образовательным программам начального общего, основного
общего,
среднего
общего
образования
и
(или)
по
дополнительным
общеобразовательным программам с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий:
разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об организации
дистанционного обучения, в котором определяет в том числе порядок оказания
учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и
проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам;
формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с
учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по
классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут;
информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных
программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (далее ‒ дистанционное обучение), в том числе
знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и
итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций;
обеспечивает
ведение
учета
результатов образовательного
процесса
в
электронной форме.
2.
Выбор родителями (законными представителями) обучающегося формы
дистанционного обучения по образовательной программе начального общего,
основного общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным
17
общеобразовательным
программам
подтверждается
документально
(наличие
письменного заявления родителя(ей) (законного представителя).
3.
При
реализации
образовательных
программ
начального
общего,
основного общего, среднего общего образования, а также по дополнительным
общеобразовательным программам с применением электронного обучения и
дистанционных
образовательных
технологий
образовательной
организации
рекомендуется обеспечить внесение соответствующих корректировок в рабочие
программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайнконсультация), технических средств обучения.
4. В соответствии с техническими возможностями образовательная организация
организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров
на
школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных
образовательных ресурсов.
5. Педагогическим работникам образовательной организации при реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, а также при реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий:
рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом
системы
дистанционного
обучения,
создавать
простейшие,
нужные
для
обучающихся, ресурсы и задания;
выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или
аудиорецензий, устных онлайн-консультаций.
6. При реализации образовательных программ начального общего, основного
общего,
среднего
общеобразовательных
дистанционных
общего
образования,
программ
с
образовательных
а
применением
технологий
также
дополнительных
электронного
руководителю
обучения
либо
и
иному
уполномоченному должностному лицу образовательной организации рекомендуется
взять на себя организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих
в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения,
18
дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не
участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся).
7. При необходимости допускается интеграция форм обучения, например
очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных
технологий.
19
Глава 2. Этапы организации домашнего обучения с применением
дистанционных (электронных) технологий в образовательной организации
Дистанционное обучение и электронное обучение, когда школьники находятся
дома, не одно и то же. Дистанционное обучение предполагает, что учитель и
обучающийся общаются в реальном времени (например, на видеоконференции).
Электронное обучение больше похоже на заочное, когда учитель направляет
обучающемуся задания для самостоятельной работы (страницы параграфа, ссылки
на тренажеры, номера упражнений), а потом проверяет усвоение материала,
общение как бы отложено во времени. Практика весны 2020 года показала, что не
бывает чисто дистанционного или электронного домашнего обучения. Сегодня оба
формата комбинируются для достижения максимального результата при имеющихся
возможностях.
Также в последнее время можно было слышать термины «синхронное» и
«асинхронное обучение». Пожалуй, это более обобщенные термины.
Синхронное обучение – форма организации образовательного процесса в
режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых
технологий (учитель и ученики могут здесь и сейчас общаться, получать обратную
связь).
Асинхронное обучение – форма организации образовательного процесса, при
которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с
использованием электронной почты).
Планирование
организации
домашнего
обучения
с
применением
дистанционных (электронных) технологий в школе целесообразно начать с анализа
текущей ситуации. Управленческой команде школы необходимо ответить на
следующие вопросы:
1.
Имеют ли педагоги необходимые навыки и опыт организации
дистанционного (электронного) обучения?
2.
Как будет осуществляться методическая поддержка педагогов?
3.
Кто может оказать техническую поддержку учителям и ученикам?
20
4.
Как будет осуществляться информирование семей учеников?
5.
Все ли ученики имеют необходимые устройства дома?
6.
Как скоро можно начать обучение в дистанционном (электронном)
формате?
7.
Как можно использовать сайт школы?
8.
Как будет выглядеть учебный день?
9.
Каково должно быть соотношение онлайн- и офлайн-уроков?
10.
Как можно получить обратную связь от родителей?
Анализируя готовность к переходу на дистанционный (электронный) формат
взаимодействия с учениками, учитель также отвечает на вопросы:
1.
Есть
ли
у
меня
необходимые
навыки
и
опыт
организации
дистанционного обучения?
2.
Кто может оказать техническую поддержку мне и моим ученикам?
3.
Как будет осуществляться информирование семей учеников?
4.
Как ученики будут получать расписание и материалы к урокам?
5.
Все ли мои ученики имеют необходимые устройства дома?
6.
Есть ли в моих классах чат, группа в социальных сетях и т.п.?
7.
Какие электронные ресурсы я могу использовать?
8.
Какие сервисы для организации онлайн-уроков я могу использовать?
9.
Как будет осуществляться оценка знаний и умений учеников?
10. Как можно получить обратную связь от родителей?
Ответы на вопросы позволяют выявить существующие дефициты и поставить
задачи, которые условно могут быть разделены на 3 группы:
задачи, связанные с уровнем готовности ученика;
задачи, связанные с уровнем готовности школы;
задачи, связанные с уровнем готовности учителя.
21
Далее планируются первоочередные мероприятия, назначаются ответственные,
утверждаются сроки исполнения. При определении первоочередных задач и
назначении ответственных можно воспользоваться следующей матрицей:
Задачи
Готовность
школы
Готовность
ученика
Управленческая
команда
1. Анализ
технической
оснащенности школы.
2. Назначение
ответственных за
техническое
сопровождение
дистанционного
(электронного)
обучения.
3. Разработка и
принятие локальных
актов.
4. Составление
расписания.
5. Выбор платформы
и электронных
ресурсов для
организации
дистанционного
(электронного)
обучения.
6. Назначение
ответственного за
создание
специального раздела
«Дистанционное
обучение» на сайте
школы и оперативное
размещение
документов и
материалов в данном
разделе.
1. Анализ готовности
учеников к
дистанционному
(электронному)
обучению.
2. Выбор модели
дистанционного
(электронного)
обучения в
зависимости от
наличия специальных
устройств и сети
Интернет у
обучающихся.
Классный
руководитель
Учительпредметник
Технический
специалист
1. Инвентаризация
устройств, имеющихся
в ОО.
2. Составление
примерного перечня
устройств,
программного
обеспечения и пр.,
необходимых для
реализации
дистанционного
обучения.
3. Создание
специального раздела
на сайте школы и
своевременное
размещение
информационных
материалов на сайте.
1. Анкетирование
учеников класса
(наличие
компьютера,
Интернета,
специальных
навыков).
2. Проведение
родительского
собрания с целью
информирования
родителей
(законных
представителей)
обучающихся и
1. Проведение
консультации для
обучающихся.
2. Составление
памятки для ученика.
22
получения
письменного
согласия.
3. Информирован
ие обучающихся
о:
‒ канале
оперативного
информирования
(чат, электронный
журнал, сайт
школы и т.п.);
‒ расписании
дистанционных
(электронных)
уроков;
‒ способах и
сроках передачи
материалов от
учителя ученику и
домашнего
задания от
ученика учителю.
Готовность
педагога
1. Анкетирование
учителей (наличие
компьютера,
Интернета,
специальных
навыков).
2. Анализ готовности
педагогических
кадров.
3. Назначение
ответственных за
техническое
сопровождение
учителей.
4. Организация
консультирования
педагогов.
1. Участие в
анкетировании
педагогов.
2. Внесение
изменений в
рабочую
программу в
зависимости от
модели
дистанционного
(электронного)
обучения.
3. Разработка
учебных
материалов и
выбор ресурсов в
зависимости от
модели
дистанционного
обучения.
4. Информировани
е классного
руководителя о
способах и сроках
передачи
материалов от
учителя ученику и
домашнего
задания от
ученика учителю.
1. Проведение
консультаций для
учителей.
2. Составление графика
технической поддержки
педагогов школы.
3. Составление памятки
для учителя.
23
При решении первоочередных задач исполнители могут воспользоваться
следующими чек-листами.
Задачи учителя / классного руководителя:
1. Свяжитесь с семьей и выясните, есть ли в доме компьютер, планшет,
смартфон, сеть Интернет.
2. Составьте список учеников, у которых нет возможности подключаться к
онлайн-урокам.
3. Узнайте, есть ли в вашем городе точки бесплатного доступа в Интернет.
4. Установите регламент передачи вам учебных материалов учителямипредметниками (канал передачи, сроки).
5. Проведите консультацию для учеников и их родителей.
6. Получите письменное согласие родителей (законных представителей).
Задачи управленческой команды школы:
1. Разработайте локальные акты.
2. Создайте раздел «Дистанционное образование» на сайте школы.
3. Составьте наиболее полный перечень электронных образовательных
ресурсов и разместите его в специальном разделе на сайте школы.
4. Определите, какие сервисы будут использоваться для проведения онлайнуроков.
5. Проведите консультации для педагогов школы по использованию
электронных образовательных ресурсов и платформ для проведения онлайнуроков.
При составлении расписания:
6. Определите, какое количество уроков в неделю будет проводиться в
электронном формате асинхронно (без непосредственного взаимодействия
учителя с учениками в режиме реального времени), какое – в дистанционном
(оптимально 3 +/‒ 1).
7. Установите продолжительность дистанционных уроков в соответствии с
СанПиН, учитывая продолжительность непрерывного использования в
образовательном
процессе
технических
средств
обучения.
При
этом
24
продолжительность урока может составлять 40‒45 минут, но время
нахождения учеников перед экраном монитора не должно превышать нормы
СанПиН для конкретного возраста. Для остальной части урока учитель может
предложить самостоятельную работу с учебником, выполнение заданий в
тетради и т.п.
Непрерывная длительность (мин.), не более
Класс
Работа с изображением на
индивидуальном мониторе компьютера
и клавиатурой
Прослушивание
аудиозаписи
Прослушивание
аудиозаписи в
наушниках
1‒2
15
20
10
3‒4
15
20
15
5‒7
20
25
20
8‒11
25
25
25
8. Определите предметы, которые будут преимущественно проводиться в
дистанционном формате (предметы с высоким рангом трудности). Эти уроки
проводите в формате коротких видеоконференций.
Начальная школа
Общеобразовательные предметы
Математика
Русский (национальный, иностранный язык)
Природоведение, информатика
Русская (национальная) литература
История (4 классов)
Рисование и музыка
Труд
Физическая культура
Количество баллов (ранг трудности)
8
7
6
5
4
3
2
1
5‒9 класс
Общеобразовательные предметы
Химия
Геометрия
Физика
Алгебра
Экономика
5 класс
-
Количество баллов (ранг трудности)
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
13
10
12
12
10
8
8
9
13
10
9
7
11
25
Черчение
Мировая художественная культура
(МХК)
Биология
Математика
Иностранный язык
Русский язык
Краеведение
Природоведение
География
Граждановедение
История
Ритмика
Труд
Литература
ИЗО
Физическая культура
Экология
Музыка
Информатика
ОБЖ
-
-
8
5
5
4
5
10
10
9
8
7
7
6
5
4
4
4
3
3
3
2
4
1
8
13
11
12
9
8
7
9
8
4
3
6
3
4
3
1
10
2
7
10
11
5
6
9
6
2
4
1
2
3
1
4
3
7
8
7
5
6
5
8
1
4
3
2
6
1
7
3
7
9
6
5
10
4
7
2
1
7
3
10‒11 класс
Общеобразовательные предметы
Физика
Количество
баллов
12
Геометрия, химия
11
Алгебра
10
Общеобразовательные
предметы
Информатика,
экономика
История,
обществознание, МХК
Астрономия
Количество
баллов
Русский язык
9
География, экология
3
Литература, иностранный язык
8
ОБЖ, краеведение
2
Биология
7
Физическая культура
1
6
5
4
26
9. Составьте расписание, выделяя уроки в электронном и дистанционном
формате разными цветами.
10. К урокам в электронном формате прикрепляйте ссылки на электронные
материалы. К урокам в дистанционном формате прикрепляйте ссылки на
видеоконференции.
11. Осуществляйте информирование на сайте школы, в чатах, в электронном
журнале, по электронной почте. Выберите наиболее удобный для всех
участников образовательных отношений формат.
12. При составлении расписания онлайн-уроков учитывайте, что в одной
семье могут быть дети из разных параллелей. Целесообразно начинать уроки
в разное время.
Совет! Установите разное время начала серии онлайн-уроков: онлайн-уроки
для учеников 5‒7 классов начинаются со 2-го урока по расписанию, для учеников 8‒
9 классов – с 3-го урока по расписанию. При таком подходе к планированию
дистанционного обучения дети из многодетных семей, имеющие ограниченное
количество устройств, будут иметь больше возможностей обучаться дистанционно.
Для организации оперативного информирования:
Используйте канал, наиболее удобный для всех участников образовательных
отношений.
27
Создайте группу «Дистанционное обучение» в мессенджере, электронном
журнале, социальной сети для управленческой команды школы. Классный
руководитель создает группу для родителей (учеников) класса и педагогов,
работающих в классе.
Установите четкие сроки передачи материалов (ссылки на электронные
материалы,
видеоконференции
и
пр.)
учителями-предметниками
руководителю и классным руководителем
классному
– обучающимся. Рекомендуется
информировать обучающихся накануне дня проведения уроков.
28
Глава 3. Модели реализации домашнего обучения с применением дистанционных
(электронных) технологий
В зависимости от уровня технической оснащенности образовательной
организации и наличия персональных устройств и сети Интернет у обучающихся
школа
может
реализовывать
одну
из
четырех
моделей
дистанционного
(электронного) обучения:
Модель/
Условия
Устройство (компьютер,
планшет, ноутбук, смартфон)
Интернет
Модель 1
Модель 2
Модель 3
Модель 4
1.
При реализации Модели 1 (у учителя и ученика есть персональное
устройство и доступ к сети Интернет) могут быть использованы следующие
ресурсы:
учебники и пособия на бумажных носителях;
учебники и пособия в электронном формате;
электронные образовательные ресурсы (РЭШ, МЭШ, «Учи.ру» и пр.);
федеральные и региональные образовательные телеканалы;
платформы для организации онлайн-уроков.
Дистанционное (электронное) обучение реализуется посредством:
дистанционных уроков (видеоконференций);
электронных уроков (ссылок, списков ссылок на тренажеры, ссылок на
видеозаписи уроков, подкасты);
уроков на образовательных телеканалах;
самостоятельной работы ученика.
Для управленческой команды школы, классного руководителя, учителяпредметника и ученика предлагаются следующие чек-листы:
29
Чек-лист управленческой команды
Приняты локальные акты
Обеспечены технические условия
Составлено расписание
Скорректирован учебный план
Чек-лист классного руководителя
Получено согласие родителей (законных представителей)
Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
Ежедневно составляется расписание дистанционных и электронных
уроков со ссылками (ссылки предоставляются учителями-предметниками)
Расписание передается ученикам и их родителям
Осуществляется
контроль
посещения
дистанционных
уроков
(ежедневно)
Осуществляется мониторинг учебных достижений обучающихся класса
в электронном журнале
Чек-лист учителя-предметника
Подготовлены материалы для дистанционных уроков (презентации,
видео, иллюстрации и пр.)
Подготовлены ссылки на видеоуроки, онлайн-тесты, интерактивные
задания для электронных уроков и домашнего задания
Согласована схема передачи выполненных заданий (фотография
выполненного задания в WhatsApp, по электронной почте, скриншот выполненного
онлайн-теста и т.п.)
Ссылки на электронные образовательные ресурсы и конференции для
проведения дистанционных уроков передаются классному руководителю накануне
дня проведения урока (формат и время передачи согласованы)
Чек-лист ученика
Получены
ссылки
на
электронные
образовательные
ресурсы
конференции для проведения дистанционных уроков
Время проведения дистанционных уроков отмечено в расписании
и
30
К дистанционному уроку подготовлены необходимые учебники,
пособия, тетради
Выполненное домашнее задание отправлено учителю по согласованному
каналу в указанные сроки
2.
При реализации Модели 2 (отсутствуют необходимые устройства,
доступ к сети Интернет есть) могут быть использованы следующие ресурсы:
учебники,
пособия,
справочники,
дидактические
материалы
на
бумажных носителях;
образовательные телеканалы;
инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных
носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки
выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику и выполненных заданий учителю может
осуществляться посредством электронной почты (сообщений в мессенджерах)
родителей, родственников или соседей.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются
самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; уроки на
образовательных телеканалах.
Чек-лист управленческой команды
Приняты локальные акты
Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов,
инструкций для учеников (возможность копирования материалов)
Составлено расписание
Скорректирован учебный план
Чек-лист классного руководителя
Получено согласие родителей (законных представителей)
Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
31
Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам
и выполненных заданий от учеников учителю (через электронную почту родителей,
соседей и т.п.)
Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по
данным учителя-предметника)
Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников
класса в электронном журнале
Чек-лист учителя-предметника
Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том
числе объяснение материала, презентации, перечень страниц учебника, расписание
уроков на образовательном телеканале и пр.)
Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными
объемами и временными рамками
Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций
ученикам и выполненных учениками заданий
Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий,
периодичность)
Чек-лист ученика
Получены материалы для самостоятельной работы
Составлен график отправки выполненных заданий учителю
Выполненные задания отправляются учителю заранее согласованным
способом в соответствии с графиком
3.
При реализации Модели 3 (есть персональные устройства, доступ к сети
Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
учебники,
пособия,
справочники,
дидактические
материалы
на
бумажных носителях;
учебники и пособия в электронном формате (можно передать, например,
на флеш-носителе);
32
инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных или
электронных носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные
рамки выполнения и передачи выполненных материалов учителю;
образовательные телеканалы.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются
самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями; выполнение
офлайн-заданий; уроки на образовательных телеканалах.
Чек-лист управленческой команды
Приняты локальные акты
Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов,
инструкций для учеников (возможность сохранения материалов на электронных
носителях)
Скорректирован учебный план
Чек-лист классного руководителя
Получено согласие родителей (законных представителей)
Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам
и выполненных заданий от учеников учителю (электронные носители, бумажные
носители)
Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по
данным учителя-предметника)
Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников
класса в электронном журнале
Чек-лист учителя-предметника
Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том
числе объяснение материала, расписание уроков на образовательном телеканале и
пр.)
Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными
объемами и временными рамками
33
Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций
ученикам и выполненных учениками заданий (передача материалов на электронных
носителях)
Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий,
периодичность)
Чек-лист ученика
Получены материалы для самостоятельной работы
Составлено расписание занятий
Составлен график передачи выполненных заданий учителю
Выполненные задания передаются учителю заранее согласованным
способом (на флеш-носителе, в бумажном виде) в соответствии с графиком
4.
При реализации Модели 4 (нет необходимых устройств, доступ к сети
Интернет отсутствует) могут быть использованы следующие ресурсы:
учебники,
пособия,
справочники,
дидактические
материалы
на
бумажных носителях;
образовательные телеканалы;
инструкции для ученика по выполнению заданий на бумажных
носителях, содержащие четко заданные объемы заданий, временные рамки
выполнения и передачи выполненных материалов учителю.
Передача инструкций ученику (родителям) и выполненных заданий учителю
может осуществляться по почте или в школе в установленные дни.
Механизмами реализации дистанционного обучения в данном случае являются
самостоятельная работа ученика в соответствии с инструкциями, уроки на
образовательных телеканалах.
Чек-лист управленческой команды
Приняты локальные акты
34
Обеспечены условия для подготовки дидактических материалов,
инструкций для учеников (возможность копирования материалов на бумажные
носители)
Скорректирован учебный план
Чек-лист классного руководителя
Получено согласие родителей (законных представителей)
Обучающиеся и их родители проинформированы о формате обучения
Согласован формат передачи учебных материалов от учителя ученикам
и выполненных заданий учителю (материалы передаются ученикам или их
родителям в школе или пересылаются по почте)
Осуществляется мониторинг выполнения заданий учениками класса (по
данным учителя-предметника)
Осуществляется мониторинг образовательных достижений учеников
класса в электронном журнале
Чек-лист учителя-предметника
Подготовлены материалы для самостоятельной работы учеников (в том
числе объяснение материала, расписание уроков на образовательном телеканале и
пр.)
Подготовлены инструкции по выполнению заданий с четко заданными
объемами и временными рамками
Согласована схема передачи учебных материалов и инструкций
ученикам и выполненных заданий (передача материалов ученикам или их родителям
на бумажных носителях в школе или по почте)
Разработана система контроля знаний (типы контрольных заданий,
периодичность)
Чек-лист ученика
Получены материалы для самостоятельной работы
Составлено расписание занятий
Составлен график передачи выполненных заданий учителю
35
Выполненные задания передаются учителю заранее согласованным
способом (в школе / по почте / через родителей в бумажном виде) в соответствии с
графиком
36
Глава 4. Формы организации образовательного процесса: порядок и технология
Гибридное обучение – форма организации образовательного процесса, при
которой часть участников процесса обучения находится в школе, а часть – дома.
Типология форм организации образовательного процесса:
учитель – в классе (например, на дистант переведен только один класс),
обучающиеся – дома;
учитель – дома (например, учитель в группе риска), обучающиеся – в классе,
ассистент учителя – в классе;
учитель – в классе, часть обучающихся – в классе, часть обучающихся – дома
(например, соблюдают самоизоляцию после поездки);
учитель – дома, часть обучающихся – в классе, часть обучающихся – дома,
ассистент учителя – в классе.
В каких случаях целесообразен переход на гибридные форматы обучения:
‒ часть обучающихся соблюдает самоизоляцию (например, по решению семьи
или по предписанию врачей);
‒ дорога до школы связана с использованием общественного транспорта, семья
хочет минимизировать контакты;
‒ обучающиеся или педагог находятся в группе риска (например, педагог
старше 60 лет, педагог/обучающийся страдает хроническими заболеваниями и др.).
Учитель – в классе, обучающиеся – дома
Техническое обеспечение: компьютер, камера, микрофон, колонки.
При данной форме гибридного обучения важно учитывать, что для
обучающихся все уроки проходят за компьютером (персональным устройством).
Поэтому время непосредственного синхронного общения учителя и учеников не
должно превышать установленное СанПиН. Урок можно начать с объяснения темы,
разбора
примеров
и
задач,
затем
учитель
отключается,
а
обучающиеся
самостоятельно выполняют тренировочные упражнения и направляют свои ответы
на проверку. Целесообразно использовать технологию «перевернутого класса»:
37
обучающиеся до урока знакомятся с теорией, а на уроке разбирают практические
задания.
Важно пронимать, как школьники видят наглядные материалы (схемы,
рисунки, иллюстрации). Даже самая хорошая камера не передает полноценно
написанное мелом на доске. Также не стоит выводить иллюстрации на экран через
проектор. Целесообразно проводить урок в режиме демонстрации экрана. Так всем
будет видно хорошо.
Совет! Ведите запись своих уроков. Впоследствии видеозапись можно
отправить обучающимся (разместить в электронном журнале ссылку) для
повторения и самостоятельной работы.
Учитель – дома, обучающиеся – в классе, ассистент учителя – в классе
Техническое обеспечение: компьютер, большой экран, камера, микрофон,
колонки.
Обучающиеся не могут находиться в классе без взрослого. Во время урока в
классе находится ассистент (в его обязанность в том числе входит обеспечение
подключения учителя). Учитель проводит урок, находясь дома: объясняет тему,
задает вопросы, комментирует параграф учебника. При таком формате время, в
течение которого обучающиеся смотрят на экран, не может превышать
установленное
СанПиН.
После
объяснения
материала
учитель
предлагает
обучающимся выполнить задания из учебника, решить уравнения, прочесть
параграф. Ассистент при этом контролирует дисциплину и оказывает необходимую
помощь обучающимся.
В качестве ассистентов могут привлекаться не задействованные на данном
уроке педагоги, студенты-волонтеры из педагогических вузов и колледжей,
родители.
При подготовке к таким урокам учителям следует договориться, как выстроить
обратную связь: будет ли учителю хорошо слышно, если отвечает ученик, сидящий
за последней партой; будет ли учитель видеть поднятую руку и т.д. Возможно, стоит
рассмотреть иные способы обратной связи, отличные от традиционного урока.
38
Вместо устных ответов – блицопросы через электронные формы, вместо поднятых
рук – краткий ответ в чате.
Учитель – в классе, часть обучающихся – в классе, часть обучающихся – дома
Техническое обеспечение: компьютер, камера, микрофон, колонки.
При таком формате учитель должен соблюдать баланс в общении с
обучающимися, находящимися в классе и дома, вовлекая всех в деятельность по
освоению темы урока (вопросы, блицопросы, голосования). Здесь также необходимо
продумать, как демонстрируется экран и что именно видят обучающиеся,
находящиеся у экрана. Стоит избегать работы с доской, обучающиеся просто не
увидят надписи. Лучше подготовить презентацию с небольшим количеством
крупного текста и запустить режим демонстрации экрана.
Важно помнить, что через 20‒25 минут урока необходимо дать возможность
обучающимся, находящимся перед компьютером, выполнить самостоятельные
задания офлайн (сверяйте «экранное» время с СанПиН). Можно предложить им
отключиться, а в конце урока созвониться или снова подключиться на короткое
время, чтобы сверить ответы.
Совет! Находясь дома, без постоянного присмотра учителя, ученик может
воспользоваться Интернетом для поиска правильных ответов. Это, безусловно,
развивает цифровые компетенции и навыки поиска информации, но лучше
предусмотреть для самостоятельной работы школьников проблемные задания с
открытым ответом.
Учитель – дома, часть обучающихся – в классе, часть обучающихся – дома,
ассистент учителя – в классе
Техническое обеспечение: компьютер, большой экран, камера, микрофон,
колонки.
Это самый сложный для организации формат. Такие занятия подойдут для
проведения уроков по предметам с низким рангом трудности (ОБЖ, МХК).
Эффективны они будут только в старших классах. Один учитель может провести
урок сразу для всей параллели.
39
Рекомендации по выбору формы организации образовательного процесса:
Для 1‒4, 9 и 11 классов предпочтительным будет очное синхронное обучение.
Возможно сочетание очного и дистанционного форматов. Так, для 9 и 11 классов
может быть составлено расписание, при котором половина обучающихся находится
в школе очно в понедельник и вторник (для изучения основных предметов,
предметов по выбору, предметов с высоким рангом трудности), а в остальные дни –
учатся дома асинхронно в удобном режиме по материалам, предлагаемым учителем.
Проводятся
онлайн-консультации
в
небольших
группах.
Вторая
половина
обучающихся приходит в школу в четверг и пятницу, а в первой половине недели
обучается асинхронно.
Для 5‒8 и 10 классов предпочтительны гибридные форматы посещения школы,
предусматривающие: наполняемость класса не более 50%; возможность по
письменному заявлению родителя обучаться только в дистанционном формате или с
выборочным посещением отдельных предметов.
40
В помощь учителю
ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» проводит еженедельный
вебинар «Учительская Академии» (https://eit.edu.ru/events/event/51).
Каждый четверг в 16:00 по московскому времени
ведущие
специалисты
Академии
и
приглашенные
эксперты рассказывают о том, какие новые возможности
предоставляет учителям дистанционное (электронное)
обучение и как проводить уроки с применением цифровых
технологий. Во время обучения учителя получают ответы
на
организации
уроков
и
самые
актуальные
восполнении
вопросы
пробелов,
о
новых
построении
способах
эффективного
взаимодействия с учениками и родителями, рациональном использовании в своей
работе разнообразных ресурсов.
Программа повышения квалификации «Дистанционное (электронное) обучение
в общеобразовательной организации».
Программа направлена на совершенствование профессиональных компетенций
в области эффективного применения в образовательном процессе дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения.
Модули программы:
Дистанционное обучение в системе образования Российской Федерации;
Технологии организации дистанционного (электронного) обучения в
образовательной организации;
Мастерство педагога в реализации дистанционных (электронных)
технологий на уроке.
Категория
руководители
слушателей:
структурных
руководители
подразделений),
общеобразовательных организаций.
(заместители
руководителей,
педагогические
работники
41
Объем: 72 часа.
Форма реализации: заочная, с применением дистанционных образовательных
технологий в цифровом образовательном пространстве Академии.
Информация о дате начала курсов размещается на сайте https://eit.edu.ru.
42
Приложение 1
Чек-лист директора школы по подготовке к переходу на дистанционное
(электронное) обучение
Проведены подготовительные мероприятия:
Издан
приказ
о
переводе
всех/части
обучающихся
на
дистанционное обучение в связи с периодом особых режимных условий.
Утверждено
Положение
об
организации
дистанционного
обучения.
Разработан и доведен до всех участников образовательных
отношений Регламент взаимодействия на период дистанционного
обучения.
Определена платформа для онлайн-взаимодействия.
Разработаны
педагогических
методические
работников
и
рекомендации
обучающихся
по
(памятки)
для
использованию
дистанционных образовательных технологий.
Назначен ответственный за консультирование педагогических
работников и обучающихся по использованию электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Определен
порядок
оказания
учебно-методической
помощи
обучающимся (индивидуальных консультаций).
Определены необходимые корректировки рабочих программ в
части
изменения
календарных,
календарно-тематических
планов,
графиков текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации,
форм обучения.
Определен порядок проведения текущего и итогового контроля по
учебным дисциплинам.
Сформировано расписание занятий на каждый учебный день в
соответствии с учебным планом по каждой дисциплине с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
43
Предусмотрена дифференциация занятий по классам и сокращение
времени проведения дистанционного урока.
Проинформированы обучающиеся и их родители (законные
представители) о реализации образовательных программ или их частей с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Ознакомлены
обучающиеся
и
их
родители
(законные
представители) с расписанием и формой занятий, графиком проведения
текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам,
консультаций.
Обеспечено ведение учета результатов образовательного процесса
в электронной форме.
44
Приложение 2
Сравнение платформ для организации онлайн-занятий
Характеристика
Skype
Zoom
Discord
Microsoft
Teams
Количество
обучающихся
(бесплатная версия)
50
100
10 (50)
до 250
Возможна ли
организация
групповой работы?
-
+
+
+
Возможна ли
организация обратной
связи?
+
+
+
+
Время работы
До 4 часов
непрерывно;
10 часов в
день; 100
часов в
месяц
До 40 минут Без
Без
(«один на
ограничений ограничений
один» без
ограничений)
Обязательна ли
регистрация
обучающихся на
платформе?
Демонстрация экрана
Да
Нет
Да
Нет
+
+
+
+
Передача файлов
+
+
До 100 МБ
+
Запись занятия
Есть
(30 дней)
Есть, 40
минут
(в облако
или
локальную
систему)
Нет
Есть